Журнал о современном искусстве 18+

aroundart.ru

AROUNDART SPECIALS

Х.Л.А.М. искусства

В начале 2008 года в Воронеже начала работать первая галерея современного искусства «Х.Л.А.М». В этом году ей исполнилось семь лет. За совсем небольшой срок эта маленькая и смелая организация принесла в город кислород актуального искусства. Анастасия Сарма поговорила с создателем галереи Алексеем Горбуновым и пересказала историю этого знакового места на карте современного российского искусства, а дорогая редакция – собрала основные события в ней и представила наглядно.

На фото: фрагмент выставки Татьяны Данилевской «Чёрная работа», август 2014

1

Излишнее и ненужное

Январским вечером 2008 года прохожие, привлеченные необычной вывеской – «Х.Л.А.М.», – поначалу думали, что открылся комиссионный магазин. Но оказалось, что четыре разделенные точками буквы – не хлам в привычном смысле слова, а аббревиатура, расшифровывающаяся как Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты.

Идея необычного названия принадлежала футуристам Велимиру Хлебникову и Владимиру Нарбуту. Это был литературно-артистический клуб, работавший в 1919 году в Киеве в подвале гостиницы «Континенталь» (угол Крещатика и ул. Николаевской, 5), куда приходило много знаменитых поэтов и писателей. Почти через сто лет в Воронеже с этим странным названием открылась галерея.


«
Летом 2007 года я сделал двадцать вариантов названий будущей галереи – мы их обсуждали в семье. Потом, как-то услышав о недолго существующем в Москве в 90-е годы клубе «Муха» (музыканты, художники, артисты), я тут же вспомнил известное заведение начала 20-х годов – «Х.Л.А.М.». Слово мне сразу понравилось, оно было горячо принято моими близкими, а также понравилось моему единомышленнику художнику Сергею Горшкову. Хватало и тех, кто по разным причинам отговаривал меня и порицал название. В слове «хлам» есть не только, на мой взгляд, красота, но и ирония, так как для части людей искусство всегда было чем-то излишним, ненужным.

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»


В двух набитых до отказа зрителями залах в вечер первого вернисажа можно было увидеть актуальное искусство – то, что раньше не встречалось ни в выставочном зале Союза художников, ни в другой коммерческой воронежской галерее: из дерева, проволоки и шерсти – от пола до потолка – скульптуру воронежца Ивана Горшкова, картины Ирины Затуловской, написанные на ржавых металлических листах, размахивающую крыльями электрическую птицу Сергея Горшкова, прошитые нитками и «леченные» зелёнкой фотографии и коллажи Романа Ковалёва.

С тех пор каждый месяц местный зритель открывал для себя перформансы и выставки молодых воронежских художников, среди которых Арсений Жиляев, Иван Горшков, Михаил Лылов, Николай Алексеев, Илья Долгов, Кирилл Гаршин, Кирилл Савельев, Егор Астапченко, Евгения Ножкина, Жанна Долгова, Надежда Синозерская.


Здесь же выставлялись тольяттинские абстракционисты Михаил Лёзин и Александр Верёвкин, липецкий примитивист Юрий Татьянин, создатель «Петровичей» Андрей Бильжо, автор «Петербургской азбуки» Александр Флоренский. В этом же списке – самарский художник Владимир Логутов со своими видеокартинами, московские художники Андрей Басанец, Игорь Пальмин, Леонид Тишков, Надежда Бушенева, Андрей Кузькин и многие другие.

Именно в «Х.Л.А.М.'е» воронежцы не только познакомились с набирающей силу «воронежской волной», но и открыли для себя признанных воронежских авторов – Сергея Горшкова, известного своими деревянными цветами и ангелами, и его погибшего друга, Александра Ножкина. Его офорты и гравюры есть в коллекциях Мадонны, Билла Клинтона, Андрея Макаревича, они хранятся в европейских и американских галереях. Кстати, именно ему принадлежала идея создания памятника «Лечебный стул № 001», избавляющего людей от жлобства. В 2011 году проект стула воплотил в жизнь художник Сергей Горшков. Бронзовый памятник появился в сквере у областного Дома правительства. Кстати, первым его опробовал внук Александра Ножкина, Саша, и воронежский губернатор Алексей Гордеев. Теперь это одна из достопримечательностей города.
Скульптура Ивана Горшкова. Илья Кабаков рассматривает инсталляцию В.Янкелевского на фотографии Игоря Пальмина (1972 г.) , которую поправляет художник Алёна Богданова в галерее в ноябре 2013

2

Борьба с «Терминатором»

Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.» – Алексей Горбунов, которого все больше знают как Алексея Юрьевича, – человек не местный, родом из города Котлас Архангельской области. В детстве вместе с родителями переезжал из одного города в другой: два года жил в «почтовом ящике» Красноярске-26, 15 лет – в Донецке Ростовской области. В начале 70-х перебрался в Харьков, где поступил в ХАИ.

В Харькове первой половины 70-х интеллектуальная жизнь бурлила. Некоторые открыли для себя стихи Эдуарда Лимонова, который уже как пять лет был в Москве. В Публичной библиотеке им. Короленко студенту Алексею Горбунову удалось приобщиться к Шестову, Фрейду, Бергсону, французскому литературному сюрреализму 20-х годов.

Работа Сергея Горшкова на персональной выставке «Вечные ценности», 2015

«
В Харькове, куда я приехал в 1971 году, ещё цвела культура хиппи. Проявлялось это в большей степени в одежде, в интересе к Западу, а также в увлечении поэзией Ферлингетти, Гинсберга, в интересе к индийской философии и философии вообще. Чтобы почитать запрещенные книги, существовала небольшая хитрость: знакомая давала шифр, и на бланке требования нужно было не ставить имя автора и название. Что касается искусства, мне тогда, кроме редких книг и альбомов по новому западному искусству, нравились, например, формалистические работы фотохудожника Олега Малеваного. Моё большое сожаление состоит в том, что через Олега я не стал искать встречи с его близким кругом – гениальным Борисом Михайловым, который работал и жил тогда с нами бок о бок. Я высочайшим образом ценю его искусство и многочисленные фотокниги, Михайлов уже который год фактически в одиночку «отдувается» в области современного искусства за всю Россию, а также за Украину.

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»

В 1976 году выпускника Харьковского авиационного института распределили в Воронеж. До недавнего времени – когда кино смотрели не в сети, а на касcетах VHS и дисках – Алексей Горбунов многим был известен как создатель обширного видеофонда, где можно было найти практически все – от немого до авторского кино и арт-хауса. В 2006 году при входе в видеотеку, которая находилась в Музее Крамского, уже можно было увидеть странную, пока ещё реалистичную, скульптуру Хармса с трубкой, которую создал Иван Горшков.

В начале 90-х создание кинофонда классики и альтернативного кино казалось чем-то неактуальным. Но у «другого» кино в Воронеже появились в то время новые поклонники. Кроме того, фильмами кинофонда активно пользовался крупнейший российский киновед и многолетний организатор собственных киноклубов Сталь Никанорович Пензин.

«
Как-то в 1989 году я получил от своего друга из Тирасполя письмо. Заражённый видеоманией и новейшим американским кино, он заявил, что посмотрел фильм «Терминатор» 15 раз. Я впервые пошёл в видеосалон и познакомился с понятием «блокбастер». Здесь я буду не только субъективен, но и категоричен. Мне было 34, и я испытал шок: на меня вдруг ни за что ни про что обрушилась бездна такой несусветной глупости, что я не знал, куда бежать.После фильмов Сабо, Алова и Наумова, Фассбиндера, Панфилова, Вайды смотреть подростковое кино было невыносимо. Отношение к масскульту у меня не изменилось и измениться не могло. Мне захотелось делать что-то противоположное возникающей тенденции упрощения искусства. И я решил создать городскую кинотеку. В начале 00-х один наш методист, проработавший в фонде пять лет и убедившийся, что интерес к интеллектуальному кино сохраняется, нашёл предпринимателя, который согласился открыть зал кинопоказа фестивальных фильмов. Так в городе возник кинозал «Иллюзион», и такое следствие десятилетней работы нашего кинофонда было приятно. К сожалению, 16 февраля 2015 года этот зал закрылся. Сегодня в родственных по духу заведениях стали вновь возникать киноклубы с обязательным обсуждением фильма. В городских же кинотеатрах со всей очевидностью победил терминатор.

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»
Леонид Тишков на открытии своей выставки
«Возвращение домой», июнь 2013

3

Преодоление эстетической инерции


Принципиальным отличием от других воронежских галерей Горбунов считает отсутствие в экспозициях салонного искусства. Художников, которых выставляет, характеризует как талантливых людей, образованных, несамодовольных и одержимых искусством, и если есть у него предпочтения – то разве что «некая "сдвинутость"» художников. Главной же трудностью – как и семь лет назад, так и сейчас – Алексей считает «преодоление сильнейшей инерции человека в области эстетики» (оставляя за скобками тривиальные вопросы отсутствия материальных средств для организации выставок).

Весной 2009 года помимо галереи в Воронеже появилась еще одна институция – Воронежский центр современного искусства, который возглавили Арсений Жиляев, Иван Горшков, Николай Алексеев и Илья Долгов.
В декабре 2009 года в Воронеж приехал Марат Гельман и провел в марте 2010 года первый воронежский фестиваль современного искусства «Чернозем». Тогда же в галерее «Х.Л.А.М.» Гельман показал коллекцию работ из своей галереи. Посмотреть на «Синих носов», работы Олега Кулика, Дмитрия Гутова, Тимура Новикова приходила и жена губернатора Алексея Гордеева, Татьяна. Через две-три недели вдруг появился и был одобрен проект Платоновского фестиваля. Горубнов считает, что главным в начавшихся в Воронеже в 2010 году реформах в области культуры стало понимание и деятельное участие власти, но не отрицает, что процесс изначально зажгла своей деятельностью 2008-2011 годов галерея «Х.Л.А.М.»

Многие галеристы, подобно Марату Гельману, интересуются и поддерживают художников, затрагивающих политические темы. В «Х.Л.А.М.'е» обычно подобных выставок не бывает. Однако Горбунов считает, что в галерее было достаточно «политических тем», но эти высказывания были поданы не «в лоб».

Работы Александра Ножкина

«
Вот, например, художник Кирилл Кто считает, что сама по себе политика хуже рекламы. Весной 2014 года у нас прошла выставка Кирилла Гаршина «Праздные дни». На первый взгляд, она вроде бы выражает неудовольствие формализмом самой жизни, её ритуалами, бессмысленности определённого существования, и представляет собой «выставку-триллер». Но ведь и жизнь в стране может быть представлена как триллер, кроме того, Россия живёт вполне себе праздно. Является ли эта простая мысль, тема – «политической»? Наверное. Но мне кажется, такой характеристики совершенно недостаточно. Интересно, когда художник говорит и видит большее. В сентябре 2008 года, во время осетино-грузинского конфликта мы провели выставку с современными художниками не Осетии, а Грузии. Выпустили открытки десяти замечательных художников Тбилиси. В январе 2009 года в «Х.Л.А.М.'е» прошла выставка Арсения Жиляева «Новый музей революции», в июне 2011 – коллективная выставка воронежских художников «Руины утопии». В декабре 2012 года в галерее проходила выставка «Декабрьский балаганчик» с тотальной инсталляцией Ивана Горшкова «Комедия», весной 2014 года прошла совместная выставка «Каменная поступь рассвета», в мае того де года открылась выставка Егора Астапченко «Граница».

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»
Фрагмент выставки Александра и Евгении Ножкиных «Воронежская красавица», октябрь 2014

4

Нужно просто разговаривать с человеком

Собирать свою коллекцию искусства Горбунов начал довольно поздно, в начале 00-х. Помещение под галерею появилось только в 2003 году. Помимо него современное искусство среди воронежцев собирают Сергей Горшков и Николай Алексеев – оба художники. Горбунов считает, что для того, чтобы начать собирать искусство, нужно быть «определенным человеком», задаваться неудобными вопросами, в том числе и посредством литературы, кино, изобразительного искусства.

Работа Ирины Затуловской на персональной выставке «Платон, Платонов, Мендельштам», 2008

«
Состоятельные люди, которые давно покупают «идиллии», ни при каких обстоятельствах не перестанут этого делать. С другой стороны, некий состоятельный и даже не большого достатка человек может стать неофитом, полюбить и начать покупать современное искусство. Этот человек в состоянии не приукрашать себя и мир вокруг, у него ясный взгляд на сущее. Такой человек испытывает весёлое оживление при столкновении с абсурдом как таковым, а плоские назидания, декоративность и благостность ему претят. Такие люди, столкнувшись с современным искусством, становятся для него открытыми, именно они будут с радостью или любопытством искать, находить и видеть, «что же тут такого». Они становятся бескорыстными поклонниками нового искусства, а иногда и коллекционерами.

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»

Однако семилетняя история демонстрации современного искусства и работа по просвещению дали результат и в этом направлении: среди воронежцев-таки появился – пока пусть и один – приобретатель современного искусства, который, по словам Горбунова, не только купил несколько произведений, но, что важнее, повернулся к современному искусству лицом. Для галериста это не менее важно, чем инициация и создание условий для возникновения ВЦСИ и фестивалей.

Часто приходится слышать о том, что современное искусство – мыльный пузырь, и что каждый человек может сделать то, что выставляется на таких выставках. Ранее Горбунов в ответ на это рекомендовал довериться художественным экспертам, а также смотреть побольше выставок, альбомов, читать книги по новому искусству, изучать язык художников. Но вскоре понял, что этой рекомендации совершенно недостаточно.

«
Стало ясно, что никакой курс лекций, никакие выставки не помогут людям, изначально настроенным как минимум подозрительно к новому искусству. Тут нужна лишь всего-навсего любовь и естественная тяга к этому самому «неправильному» искусству. Как говорят, можно насильно подвести коня к воде, но нельзя заставят его пить. А вообще нужно просто разговаривать с человеком.

Алексей Горбунов
Создатель и владелец галереи «Х.Л.А.М.»

»
Алексей Горбунов
Текст: Анастасия Сарма
Фото: галерея «ХЛ.А.М»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О существующих и потенциальных местах силы на карте российского современного искусства

Журнал о современном искусстве 18+

aroundart.ru
aroundart.editors@gmail.com

Made on
Tilda